Видовой состав краснокнижных и исчезнувших животных в петроглифах Алтая
Научное издание по материалам IV международной конференции. Изд-во: ГАГУ, 2016 – 445 с.
Е.Ю. Назаренко
г. Барнаул
С.М. Киреев
г. Горно-Алтайск
ВИДОВОЙ СОСТАВ КРАСНОКНИЖНЫХ И ИСЧЕЗНУВШИХ
ЖИВОТНЫХ В ПЕТРОГЛИФАХ ГОРНОГО АЛТАЯ
Наскальные рисунки – петроглифы один из самых многочисленных видов археологических памятников древней истории и искусства Горного Алтая. Они распространены на обширной территории региона, в основном, в центральном и южном Алтае. В предгорной и таежной зонах местонахождения петроглифов крайне редки. Количество изображений на одном памятнике может варьировать от одного, до нескольких десятков, сотен и даже нескольких тысяч. Хронология писаниц достаточно широка. Наиболее ранние сюжеты исследователи относят к концу каменного века (X-VIII тыс. до н.э.). Выявлены сюжеты ранней и развитой бронзы (IV-II тыс. до н.э.). Многообразно представлен поздний бронзовый век (X-VIII вв. до н.э.). Наиболее представительной является скифская эпоха сер. VII-III вв. до н.э. Многочисленны петроглифы гунно-сарматского (II в. до н.э. - V вв. н.э.) и древнетюркского времени. Встречаются изображения и сюжеты позднего средневековья и этнографического времени.
Все наскальные рисунки Горного Алтая по основным персонажам изображений можно разделить на две большие группы: животные (зооморфные изображения) и человек (антропоморфные изображения). Темой нашего исследования являются рисунки животных, которые по видам подразделяются на травоядных, преимущественно копытных, хищников, птиц, рептилий (рыбы, змеи, черепахи, лягушки и пр.) и мифологических существ, как синкретичных, так и явно моноформных, но не имеющих аналогов среди современных животных. Также следует обратить внимание на трудноопределимые: недостаточно четко прорисованные или плохо сохранившиеся петроглифы.
История исследования петроглифов Горного Алтая насчитывает почти столетнюю историю. Они изучались историками, археологами, искусствоведами, религиеведами, специалистами по мифологии. В археологических исследованиях петроглифов ученых в первую очередь интересует датировка, этнокультурные определения, реалии, трактовка изображений и их сюжетов с точки зрения хозяйственной, военной, политической, религиозной, культовой жизни и практики древнего населения. «Подход к исследованию семантики искусства звериного стиля … традиционно подразделяется на три направления или концепции: тотемическую, магическую и мифологическую». (Черемисин Д.В., 2008). Искусствоведами наскальные рисунки рассматриваются как ранний этап возникновения и развития искусства. Мифологическое направление в наскальной живописи видит отражение идеологических и религиозных представлений. Магическое - считает изображения животных оберегами, амулетами, тотемами, олицетворением определенных сил, на которые человек мог воздействовать, изображая тех или иных животных. Но как бы не изучались наскальные рисунки, какие не ставились цели и задачи, исходный материал, источник для изучения всех направлений один – изображения различных животных.
Авторами предложена гипотетическая попытка взглянуть на петроглифы не со стороны хронологической, этнокультурной, искусствоведческой и религиозно-мифологической интерпретации, а исключительно зоологической стороны. Мы считаем, что наскальные рисунки могут быть интересным источником по реконструкции видового состава животных в обратной исторической ретроспективе, на 10-12 тыс. лет назад. Как бы древний человек не интерпретировал изображаемых им животных, какими магическими, идеологическими, сверхъестественными качествами и свойствами не наделял их, тем не менее, изображал он все-таки животное. В подтверждение возможной атрибутики изображенных в петроглифах животных приводятся факты находок останков исчезнувших, редких и не встречающихся в настоящее время в регионе представителей фауны из осадочных отложений и культурных слоев древних стоянок и поселений Алтая. Заметим, что практически во всех пещерах Алтая, в которых проводились сколько ни будь значительные археологические и палеозоологические раскопки, найдены фаунистические остатки вымерших и редких животных, в довольно значительном количестве обитавших в регионе и служивших во многих случаях объектом охоты древнего человека от каменного века до средневековья.
Древние художники наскальной живописи и графики были весьма наблюдательны и точны в передаче форм, анатомии и эмоционального настроения изображаемых животных. «В эпоху ранней бронзы в наскальном искусстве Алтая продолжало развиваться реалистическое направление, зародившееся в неолите» (Кубарев, 2011, с. 42). Дошедшие до нас «неопознанные» изображения животных, по мнению многих ученых, являются неумелыми испорченными попытками древних авторов. В этом можно усомниться, так как художники выполняли рисунок не экспромтом, а готовились к творческому процессу – выцарапывали первоначально эскиз, подбирали орудия труда, растирали охру. Затем тщательно выбивали петроглиф. В сюжетах наскальных комплексов можно различить не только хронологические этапы, но и стили художников примерно одного периода. Ошибки встречались редко - художники подчинялись определенным канонам изображений своей эпохи. Редкие неудачные попытки не заканчивали, бросали работу над рисунком в начале или середине процесса. Кроме мифологических сюжетов, к законченным рисункам необходимо относиться иначе, их можно рассматривать как натурные изображения.
Среди редких «необычных» и не связанных с мифологией рисунков можно выделить три группы:
- рисунки известных вымерших животных;
- рисунки редких краснокнижных животных;
- изображения не известных науке вымерших животных.
К первой группе можно определить петроглифические изображения наиболее ярких представителей плейстоцена – шерстистого носорога и мамонта. Мамонт на рисунке показан в соразмерной величине с человеком. Остатки мамонтовой фауны найдены на нижнепалеолитической стоянке Улалинка, расположенной в черте г. Горно-Алтайска. Среди коллекции остатков палеофауны Национального музея имени А.В. Анохина, насчитывающей до 260 экземпляров, имеется более четырех десятков костей мамонта и южного слона. Остатки мамонта и шерстистого носорога обнаружены в пещере Страшная, шерстистого носорога - в культурных слоях пещер Денисовой, Усть-Канской, Каминной, Логово гиены в Горном Алтае, карстовых полостях в окрестностях ст. Балыкса в Горной Шории. (Деревянко, Шуньков и др, 2003; Деревянко, Агаджанян и др, 2002; Деревянко, Маркин и др; Оводов, Орлова и др, 1979). Восемь черепов носорога шерстистого находится в коллекции палеофауны Национального музея в г. Горно-Алтайске.
Шерстистый носорог. Чуй-Оозы. | Мамонт. Калбак-Таш. |
«Многим зверям, и оленям в том числе, люди приписывали «сверхъестественные» черты. Среди оленей встречаются иногда экземпляры необычного вида, поражающие человека своей необычной внешностью. Нганасаны, например, видели в таких животных «животных-хозяев», «животных-шаманов» (Фролов, 2009). Изображение оленей с преувеличено большими рогами – мегацеросов, показаны так не только благодаря их мифологическому предназначению, но и реально существующим фактам, что подтверждается найденными скелетными останками. Размах рогов некоторых особей составлял 3,6 – 4 метра. Характерно, что среди фаунистических остатков на местонахождении Красный Яр, датируемом рисс-вюрмским (казанцевским) межледниковьем, наряду с экземплярами бизона, шерстистого носорога, мамонта, осла, сайгака, обнаружены и фрагменты остатков оленя гигантского (Васильев, 2002). Один из авторов публикации в 1990 г. был свидетелем, когда на карьере, расположенном в четырех километрах к северу от с. Майма в гравийных отложениях был обнаружен рог гигантского оленя размерами до двух метров. Остатки северного оленя найдены в Чагырской пещере и Балыксе.
Большерогий олень. Чуй-Оозы | Винторогая антилопа. Калбак-Таш |
Признаки Кяхтинского винторога также можно проследить в некоторых рисунках. Эта крупная антилопа была обитательницей полуоткрытых горных ландшафтов Алтая в позднем плейстоцене. В культурных слоях Денисовой пещеры встречены кости антилоп дзерен и сайга (Деревянко, Шуньков и др, 2003), Усть-Канской – винторогой антилопы. Антилопа изображена среди наскальных рисунков Эмегена (Киреев, 1992).
Наиболее многочисленную группу рисунков представляют первобытные быки. Видовое многообразие этих животных подтверждается вероятной идентификацией буйволов, туров, короткорогих бизонов благодаря различию в изображении рогов, телосложению, высоты ног. Палеофауна алтайских пещер представлена находками первобытного бизона и яка (Деревянко, Шуньков и др, 2000; Деревянко, Маркин и др, 2002). Многочисленные крупные фрагменты черепов первобытных быков (буйволов, бизонов, туров) имеются в коллекции Национального музея им А.В.А Анохина.
Буйвол Калбак-Таш. Короткорогий бизон. Калбак-Таш. Первобытные туры. Калбак-Таш
Лошади, столь любимые алтайскими племенами, в петроглифах Горного Алтая представлены более широким семейством. Часть рисунков, «судя по экстерьеру, … могут быть определены как изображения диких степных лошадей» (Кубарев, 2008). Это могли быть куланы, тарпаны, и скорее всего, лошадь Пржевальского. Подтверждением этому является нахождение остатков диких лошадей в слоях палеолита всех четырех наиболее изученных в археологическом отношении пещер Алтая: Денисовой, Усть-Канской, Окладникова, Каминной, карстах Балыксы. В Усть-Канской пещере обнаружены остатки кулана, в Денисовой – плейстоценового осла, а Чагырской лошади Оводова. На рубеже эр, «судя по данным остеологического анализа коллекций с поселений Тыткескень-3 и Майма-1, выполненного А.В. Гальченко, районы расположения этих памятников населял кулан, являвшийся популярным объектом охоты» (Соенов, Константинов, 2014,). Среди всех зафиксированных видов диких животных, служащих источником мясного потребления, доля кулана составляла 2 % на пос. Тыткескень-3 и 39 % на пос. Майма-1 (Соенов, Константинов, 2014).
Хорошо известны палеозоологические материалы обитавших на Алтае в мамонтовую эпоху пещерных медведей, гиен и львов. Останки пещерной гиены найдены в отложениях пещер Денисовой, Каминной, Чагырской, Страшной , пещерного медведя – в Денисовой и Страшной, а пещерного льва - в Каминной и Чагырской пещерах. В Центральной Азии существовала практически идеальная плейстоценовая и последующих периодов кормовая база для пещерных львов и других крупных хищных животных. Не удивительно, что образ льва на Алтае глубоко проник в мифологию и ритуальные предметы из захоронений пазырыкской культуры скифского времени сер VI – III вв. до н.э., хотя в наскальных рисунках его трудно определить среди изображений крупных диких кошек. Возможно, этот образ перекочевал в искусство скифов из Индии и Ближнего Востока. Но может быть, люди встречали его и в повседневной жизни. Найденные в Чагырской пещере останки пещерного льва принадлежали особому виду, обладавшему смешанными львино-тигровыми признаками черепа и скелета. В сценах борьбы хищников в сибирских золотых и бронзовых вещах, а также изделиях из органических материалов эпохи раннего железа есть изображения крупных кошек, относимых ранее к тигру, льву, барсу, но может ими окажутся изображения последних пещерных львов? Имеются сведения и о туранском тигре, который за мигрирующими кабанами доходил до Восточного Казахстана и Алтая. Тигр был способен совершить путешествие за сотни и тысячи км от места своего первоначального места пребывания. В архивных хрониках содержаться свидетельства очевидцев об охоте на тигров еще в 1839 году в селе Сетовка Бийского уезда. Тигр был в скифское время довольно популярным образом в искусстве и изображался на различных предметах: пряжках, седельных покрышках, бляхах, даже на крышке погребального саркофага из Башадарского кургана (Руденко, 1960).
Редко встречаемые изображения рептилий, в том числе черепах, также свидетельствуют об их обитании на территории Алтая. Что подтверждается не только наскальными рисунками и сказаниями, но и рецептурой алтайско-тибетской народной медицины, где использовалось сушеное мясо горных черепах.
Черепаха. Музей им. Анохина. Черепаха. Калбак-Таш.
Ко второй группе редких красно книжных животных можно отнести петроглифы кошачьего вида – снежного барса, рыси, манула и других диких кошек. Снежный барс изображается всегда с подчеркнуто высокими лапами и длинным крупным хвостом, в отличие от рыси, где хвост животного короткий. Барс являлся также одним из излюбленных персонажей в искусстве скифского времени Саяно - Алтая. Остатки же манула найдены в Усть-Канской пещере.
Снежный Барс. Калбак-Таш. Рысь. Калбак-Таш. Тигр. Чуй-Оозы.
Интересен редкий рисунок куницы сухопутной или речной выдры, где показано длинное гибкое тело на коротких лапах и длинный хвост животного.
Куница. Чуй-Оозы.
Большая группа наскальных животных – семейство псовых, которые могут быть представлены дикими и домашними собаками, волками, лисами, енотовидной собакой, красным волком. Изображения волка отличаются широкой грудиной, опущенным хвостом и головой. Собаки существенно отличаются. «Они, в отличие от волка, имеют небольшую, поднятую вверх голову, короткое туловище и закрученный колечком хвост» (Кубарев, 2008,). Эмоциональный окрас животных также выражен: волк имеет озадаченный поиском корма вид, собака же чаще выглядит игривой. Археологическим свидетельством обитания на Алтае красного волка и песца являются находки их костных остатков в культурных слоях Денисовой пещеры, культовом месте Кучерла-1(Молодин, Ефремова, 2010).
Волк. Калбак-Таш Волк. Калбак-Таш. Собака. Калбак-Таш. Собака. Чуй-Оозы.
Енотовидная собака, как и низкорослый северный олень, являются на сегодняшний день редкими для Алтая животными, временно сменившими ареал своего привычного обитания. Но, вероятно, были в прошлом коренными обитателями, что также нашло отражение в петроглифах. Также кости северного оленя обнаружены в Чагырской пещере и карстовых полостях Балыксы в Горной Шории.
Псовые. Калбак-Таш. Северный олень. Калбак-Таш.
Снежный баран архар является хранителем алтайской земли, поэтому так много внимания уделялось именно этому животному. «Здесь главным критерием служит манера исполнения рогов. У козлов они показаны в виде дуги из одной или двух параллельных линий разной длины, иногда достигающих спины животного. Рога баранов чаще всего закручены в спираль» (Кубарев, 2008, с.). Иначе выглядят бараны наскальной писаницы Бичикту-Бом. Их мощные рога расположены в направлении вперед-назад. В древности ареал распространения архаров и аргали был достаточно широк, о чем свидетельствуют многочисленные находки их остатков в большинстве алтайских пещер, на поселении Тыткескень-3.
Архар. Калбак-Таш. Реликтовый баран. Бичикту-Бом.
Верблюды до сих пор проживают на территории российского Алтая в приграничных с Монголией районах.
Птицы – редкие петроглифические рисунки, но имеющие характерные отличительные признаки. Журавль – грациозная птица на длинных ногах и длинным хвостовым оперением. Гриф же имеет все признаки хищника – мощный клюв на крепкой шее и когтистые лапы. Кстати, нужно отметить интересную находку в культурном слое Денисовой пещеры трех « украшений в виде плоских бусин-колечек… из уникального для палеолита Алтая материала – скорлупы яиц страуса (Деревянко, Шуньков и др. 1999).
Журавль. Калбак-Таш. Гриф. Чуй-Оозы.
Третья группа рисунков животных неизвестных науке самая спорная, но, тем не менее, достойная внимания и обсуждения. Изображения таких наскальных персонажей как Сеймур, Человек-змея, Кер-Тютпа можно отнести исключительно к мифологическим сюжетам. Но встречается множество изображений бытовых сцен с присутствием неопознанных животных. Так, из 3723 рисунков памятника Калбак-Таш 1 к неопределимым и незавершенным В.Д. Кубарев относит 918 петроглифов. Например, домашнее животное переносящее груз на спине – совершенно бытовая сцена. Это крепкое животное с крупной головой, стоящее на коротких лапах, имеет как рога, бородку, так и длинный хвост. Вероятно, к этому неизвестному виду можно отнести и самку с двумя детенышами. Интересной представляется находка остатков дикобраза в Усть - Канской пещере.
Реликтовые животные. Калбак-Таш.
Особый интерес вызывают изображения животных похожих на мифологических драконов.
Драконы прочно вошли в мифологию многих народов по всему миру. На земле практически нет этносов, не сохранивших в литературе, фольклоре или изобразительном творчестве воспоминаний о гигантских рептилиях. Можно считать их исключительно мифическими животными, но, возможно, они имели и реальный прототип в виде динозавров сохранившихся до эпохи человека разумного. Часто мифология опиралась на реальные факты. Человек каменного века мог наблюдать за сценой охоты хищных мелких динозавров на огромных фитофагов. Это и могло найти отражение в рисунке древнего человека на камне. Подобные изображения и устные рассказы могли веками передаваться из поколения в поколение и сохраниться до поздних времен, как это и случилось с легендами о драконах-динозаврах. «Изображения змей, рыб и их фантастических воплощений в большом числе известны в древних памятниках Центральной и Средней Азии. Они часто встречаются в наскальных изображениях, в торевтике культовых предметов и миниатюрной скульптуре» (Кубарев, 2002)
Охота хищных динозавров. Чуй-Оозы. Неизвестное животное. Калбак-Таш.
Особенно часто в мировом культурном наследии можно встретить скульптуры, мозаики и рисунки со сценами покорения драконов человеком. Эта тема отражена и в алтайских петроглифах, где всадник побеждает крылатого змея, или человек мирно взаимодействует с динозавром подогнувшем ноги и склонившемся к человеку. Интересна и соразмерность животного и человека. Особенностью изображений драконов-динозавров является длинное тело, наличие хвоста и гибкая длинная шея часто повернутая назад.
Дракон-динозавр и человек. Грот Куюс. Крылатый змей. Чуй-Оозы.
Тёплые заболоченные берега огромного мелководного внутреннего моря, которое простиралось на тысячи километров от молодых вершин Алтая до древних Уральских гор, способствовала благоприятному развитию вымерших гигантов. Под водой была вся нынешняя огромная Западно-Сибирская низменность. Кости динозавров найдены в прилегающих к Алтаю регионах - на Кузбассе, в Красноярском крае, в Монголии. На территории Российского Алтая их окаменелые останки пока не найдены, но это лишь вопрос времени.
Так ли фантастична идея одновременного проживания человека и динозавра? В настоящее время существует как минимум десяток официально задокументированных свидетельств очевидцев, которые встречали гигантского змея в период с 1876 по 1972 годы. География этих встреч обширна - Монголия, Восточный Казахстан, Алтай, но наиболее часто реликтовую рептилию видели в так называемом "Драконьем треугольнике" Быстрый Исток - Усть-Ануй - Белокуриха (Лушников, 1999).
Можно и дальше продолжать не замечать «странные» неопознанные рисунки, но правильней будет исследовать их.
ЛИТЕРАТУРА
Васильев С.К. Фауна крупных млекопитающих казанцевского и каргинского времени новосибирского Приобья (по материалам местонахождения Красный Яр).// Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Том VIII, - Новосибирск, 2002, - С. 38-43.
Деревянко А.П., Маркин С.В., Ефремов С.А. Пещера Каминная (северо-западный Алтай): стратиграфия, хронология, археология.// Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Том VIII, – Новосибирск, - 2002, - С. 71-75.
Деревянко А.П., Агаджанян А.К., Вергунов Е.Г., Мартынович Н.В., Оводов Н.Д., Постнов А.В., Сердюк Н.В., Чевалков Л.М. Результаты комплексных исследований Усть-Канской пещеры в полевом сезоне 2002 г.// Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Том VIII, - Новосибирск, - 2002, - С. 52-55.
Деревянко А.П., Шуньков М.В., Анойкин А.А. Археологические материалы плейстоценовых отложений предвходовой площадки Денисовой пещеры.// Древности Алтая. Известия лаборатории археологии. – Горно-Алтайск, 1999. - № 4. – С. 3-10.
Киреев С.М. Петроглифы долины Эмеген.// Охрана и изучение культурного наследия Алтая. Часть II. – Барнаул, 1993. – С. 253-256.
Кубарев В.Д. Змеи-рыбы-драконы в петроглифах Алтая.// Древности Алтая. – Горно-Алтайск, 2002. - № 9. – С. 62-67.
Кубарев В.Д. Петроглифы Калбак-Таша I (Российский Алтай). - Новосибирск, 2011, - 444 с.
Лушников А. Алтайский след китайского змея.// «Алтайская правда», № 299-300 от 31.12.1999.
Молодин В.И., Ефремова Н.С. Грот Куйлю –культовый комплекс на реке Кучерле (Горный Алтай). – Новосибирск, 2010. – 462 с.
Оводов Н.Д. Орлова Н.Г., Дмитриев В.Е. Археологические и палеозоологические находки в пещерах Горной Шории.// Новое в археологии Сибири и Дальнего Востока. – Новосибирск, - 1979, - С. 60-65.
Руденко С.И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. – М.-Л., 1960. – 367 с.
Соенов В.И., Константинов Н.А. Охотничья деятельность населения Алтая в I тыс. н.э. – Горно-Алтайск, 2014. – 309 с.
Фролов. Н.А. У истоков пантового оленеводства России. Экономический очерк. – Барнаул, 2009.- 118 с.
Черемисин Д.В. Искусство звериного стиля в погребальных комплексах рядового населения пазырыкской культуры: семантика звериных образов в контексте погребального обряда. – Новосибирск, 2008.