НАСКАЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ КАК ОСНОВА ДЛЯ РЕКОНСТРУКЦИЙ И СОХРАНЕНИЯ ДРЕВНИХ ОБРЯДОВ АЛТАЯ.
Елена Юрьевна Назаренко
Барнаул, Россия.
Резюме: В статье рассматриваются возможные совпадения наскальных сюжетов с древними обрядами малых народов Алтая. Главными персонажами свадебного обряда являются Бык и Олень. Они проецируют в себе Луну и Солнце.
Ключевые слова: петроглифы, история, культура, изображения животных, свадебный обряд.
Данные об авторе: Назаренко Елена Юрьевна, архитектор, директор Автономной Некоммерческой Организации « Straw kapitel”, Барнаул, Россия. nzrk@mail.ru
ROCK CARVINGS AS THE BASE FOR RECONSTRUCTION AND PRESERVATION OF THE ANCIENT RITES OF ALTAI.
Elena Nazarenko
Barnaul, Russia
Abstract: The article is concerned with possible conjunctions between the petroglyph themes and the ancient rites of indigenous Altaic ethnic groups. The main personages of the wedding rite are a Bull and Deer. They are the Moon and the Sun.
Key words: petroglyphs, history, culture, animal imagery, wedding rite.
Information about the Authors: Elena Nazarenko, architect, director of the Autonomous non-profit organization “Strawkapitel», Barnaul, Russia,
Изучение алтайских петроглифов дает ключ не только к пониманию символов мировой первобытной культуры, но позволяет найти их отражения в современной жизни. Популярность зооморфных изображений в древнем искусстве Алтая связана с представлениями первобытных художников о сакральной роли животных. Рисунки отображали понимание древними людьми формы и строения Вселенной. Жизнь и благополучие племен напрямую зависела от численности и разнообразия животного мира. Вселенная представлялась им зооморфной. Главными персонажами в метафизической аборигенной культуре становились звери, где проявлялись общие тенденции культа Луны и Солнца, бытовавшего в культуре как скифского времени, так и более ранних периодов.
Рис.1. Олень-Солнце. Елангаш.
Fig.1. Deer-Sun. Elangash
Волшебный образ Оленя играл особую роль в культурной и мистической жизни древнего алтайского народа. Он был посредником между людьми и Духами, его посвящали Великой Богине и изображали как тотем. Обожествляя природный мир, скифы символически соединяли образ «золотого оленя» с Солнцем (рис.1). «Олень является эмблемой воина, мужского благородства, именно поэтому эта эмблема встречается в рыцарских гербах самых древних и самых воинственных народов» (Фролов, 2009, с.27). Вероятно, образ благородного воина/охотника стреляющего в солнечного Оленя символично соединились в одной из наскальных композиций петроглифического комплекса Елангаш (рис.2).
Рис.2. Охота на оленя. Елангаш.
Fig.2. Deer hunting. Elangash
Бык у многих народов почитается как священное животное – олицетворение мужской силы, решительности, плодовитости. Пантеоны богов древних стран были связаны с образом этого могучего животного: вавилонский Ил, античные Зевс, Посейдон и Ахелой, египетский Апис, Пта и Бухис. В древней славянской культуре бык так же выступает символом плодородия, женские головные уборы с рогами и копытообразные «кички» надевали замужним казачкам сразу после венчания. В наскальных композициях Алтая Бык часто изображается рядом с женщиной, выступает как ее божественный супруг. В других случаях символизирует землю и женскую природную силу. Обнаруживается огромное богатство его семантических и сюжетных ответвлений, но, основным все же является образ лунного женского божества, несущего на своих рогах ночное светило - Луну. Бычьи рога могут многое нам рассказать. Можно предположить, что в петроглифике положение рогов этих животных могло определять фазы Луны. Серповидные рога – положение растущей или убывающей Луны. Замкнутые рога в круг – полнолуние или новолуние. На рисунке (рис.3) больше склонна видеть новолуние, так как камень внутри контура рогов сохранен – внутри кольца пусто. В случае, когда поверхность камня внутри контура рогов снята, то этот знак можно считать полнолунием (рис.4).
Рис.3. Новолуние. Елангаш. Рис.4. Полнолуние. Калбак-Таш.
Fig.3. New moon.Elangash Fig.4. Full moon. Kalbak-Tash.
.
Со времен энеолита появляются парные рисунки Быка и Оленя. Некоторые сюжеты можно трактовать как священный союз/брак (рис.5). «А ведущая роль в этих действиях принадлежала быку. Он был своего рода символом сверхчеловеческой мощи, обычным эпитетом богов» (Кубарев, 2011, с.27).
Рис.5. Бык и Олень. Елангаш.
Fig.5. Bull and Deer. Elangash.
В более поздний исторический период Бык как символ лунного женского начала часто предстает “переодетым” в Оленя, который олицетворяет собой солярную мужскую энергию. На голову Быка надеты ветвистые оленьи рога, а тело Быка имеет подквадратную форму, предстает как бы в накидке из пятнистой шкуры Оленя. Происходит совмещение космических энергий Солнца и Луны, мужского и женского начал. Петроглифы Быков, “переодетых” в Оленей, являются одной из главных семантических особенностей в алтайском наскальном искусстве (рис.6).
Рис.6. Бык-Олень. Калбак-Таш.
Fig.6. Bull-Deer. Kalbak-Tash.
Одновременно, «ажурность» росписи тела быка можно воспринимать как дополнительный информационный код. Часто, в декоративном оформлении контура туловища быков проявляются солярно-лунарные символы, прямые и наклонные линии. Подобные знаки являются ключом, позволяющим определить космическую семантику отдельных изображений животного.
«… орнамент – это особый язык, с помощью которого древний человек переносил на плоскость свои представления о Времени и Пространстве, о Жизни и Смерти, о Космосе и своем месте в нем. Язык этот обладает содержанием и всем тем, что его формирует в пределах автономной системы.… И если мы знаем, о чем идет речь, то, соотнося знаемое и незнаемое, можно догадаться и о законах и принципах построения иной речи. «Иная речь», в нашем случае - орнамент» (Малаев, 2003, с.7).
«…необходимо признать, что система знаков, часто ассоциируемая с орнаментом, всегда несла смысловую нагрузку, развиваясь параллельно с реалистичными образами древних мифов» (Кубарев, 2011, с.20). Орнаментальная часть наскальных изображений пока слабо изучена, за этим семантическое будущее в алтайской петроглифике. Но, общие повторяющиеся символы маскированных/ переодетых синкретичных животных, возможно раньше, прольют свет на замысел древнего художника.
Три крупные антропоморфные фигуры расположены вверху яркой вертикальной композиции (рис.7). Их высокое положение в обществе обозначено наличием в руках посохов. А также, согласно изобразительному закону масштабирования, крупные фигуры являются наиболее значимым.
Рис.7. Свадебный обряд. Калбак-Таш.
Fig.7. Wedding rite. Kalbak-Tash.
Их ноги согнуты в коленях, что можно трактовать как исполнение ритуального танца. В низу композиции - синкретичное существо с телом Быка и головой Оленя, под ним овца. На спине Быка-Оленя изображен вьюк и небольшая фигурка человека. Сюжет носит ритуальный характер, всегда связан с культом плодородия. Эта сцена очень подходит для изображения свадебного обряда как сочетания женских и мужских энергий в одном животном как символе единения мужской и женской линий двух родов. Не исключено, что отголоски предполагаемого обряда до сих пор находят свое продолжение в традициях некоторых кавказских народов, в том числе, тюрков алтайской языковой группы. У кумыков, например, при сватовстве к дому невесты приводят Быка с накинутым на спину ковром (первым ковром была шкура, брошенная на землю, и чем ярче была шкура, тем дороже считался ковер). У карачаевцев после свадьбы семья жениха выплачивает сый - “почет, почетная доля от свадебного стола”. Это могут быть деньги, продукты или украшенная корова. У дагестанцев до сих пор существует традиция приносить в жертву Хновского свадебного Быка. В славянских традициях Бык так же являлся центральной персоной троицких обрядов перед свадьбами. Его покрывали старой сетью и обряжали цветами и ветками, вешали на рога венок из березы и гнали впереди стада либо на Быка сажали чучело, называя этот обряд воловьей свадьбой. Бык, покрытый попоной, с цветами на рогах участвовал в торжественных шествиях под музыку в сопровождении юношей и девушек с цветами, которых встречала вся деревня. Похожее свадебное шествие с Быком и накинутым ковром проходило в конце прошлого столетия в пригороде Горно-Алтайска в селе Кызыл-Озёк.
Вероятно, что ковер и любые декоративные накидки давно стали заменой шкуре Оленя, но по-прежнему символизируют слияние двух противоположностей Луны и Солнца, уравновешивает место проведения обрядов плодородия – свадьбу, зачатие, рождение. Для выявления связи наскальных сюжетов с отголосками древних традиций необходимо продолжать инструмент сопоставлений сохранившихся наскальных рисунков и известных на сегодняшний день обрядов. Некоторые наскальные композиции с участием животных, могут являться документальной фиксацией древних национальных мистерий дошедших до этнографической современности.
Список литературы:
Кубарев В.Д. Петроглифы Калбак-Таша I (Российский Алтай) - Новосибирск: Издательство Института археологии и этнографии СО РАН, 2010. – 444 с.
Малаев Алибек Кажгали улы Органон орнамента - Алматы, 2003.- 456 с.: ил.
Фролов Н.А. У истоков пантового оленеводства России (экономический очерк) – Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2009. 117 с.: ил.